Президент США Дональд Трамп стремительно продвигает свой мирный план по Украине. После разговора с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским в среду американский лидер инициировал прямые переговоры между США и Россией, пишет научный сотрудник британского аналитического центра RUSI Самуэль Рамани в статье для The Telegraph.
Исключение Трампом Украины и Европы из переговоров в Эр-Рияде разозлило его критиков, а заявление министра обороны Пита Хегсета об отсутствии потенциала Украины восстановить свои суверенные границы и готовность снять с повестки дня вступление Украины в НАТО лишь усилило это возмущение. Бывший советник по национальной безопасности Трампа Джон Болтон заявил, что эти уступки приравниваются к капитуляции перед Путиным, пишет автор.
"Хотя беспокойство Европы и Украины относительно подхода Трампа к американо-российской дипломатии понятно, возможно, есть и светлая сторона. Ошеломляющие потери России на поле боя и слабая военная экономика создают окно возможностей для эффективных переговоров. Если Трамп еще больше ослабит российскую экономику, усилив добычу сланцевого газа в США и снизив цены на энергоносители, Путин может не иметь другого выбора, кроме как урегулировать войну, которую он считает экзистенциальной. Почему этот сценарий может быть правдоподобным? На прошлой неделе Центральный банк России пересмотрел свои прогнозы инфляции на 2025 год в сторону повышения с 4,5-5% до 7-8%. Текущий уровень инфляции составляет 9,9%, а цены на основные потребительские товары в крупных городах растут гораздо более быстрыми темпами. Поскольку процентные ставки в России уже составляют 21%, а Центральный банк не склонен повышать их далее для борьбы с инфляцией, серьезный кризис стоимости жизни представляется неизбежным. Этот кризис опустошил бы качество жизни двух третей россиян, которые зарабатывают менее 415 долларов в месяц, и обострил бы пропасть между богатыми и бедными в России. Это также еще больше отчуждило бы этнические меньшинства России, которые понесли наихудшее бремя призыва и были уничтожены тактикой человеческих волн на передовой", - считает эксперт.
Рамани отмечает, что даже при повышении цен на нефть по сравнению с уровнем до 2022 года энергетический сектор России находится в кризисе. Из-за снижения европейских продаж и ударов украинских БПЛА по трубопроводной инфраструктуре Газпром зафиксировал убыток в размере 6,9 миллиарда долларов в 2023 году. Это был его первый годовой убыток со времен кризиса рубля 1999 года. Поскольку европейские страны более агрессивно противодействуют теневому флоту России, который нелегально экспортирует нефть выше потолка цен G7 в 60 долларов, а производство энергии в США растет, военная машина Путина в конечном итоге может оказаться без денег.
"Несмотря на эти негативные макроэкономические показатели, Путин все еще верит, что может пережить нехватку человеческих ресурсов Украины и слабую западную поддержку Украины. Низкое соотношение долга к ВВП России и способность ее экономики выдержать беспрецедентные санкции временно успокаивают Путина. Тем не менее, военная экономика России – это пузырь, который вот-вот лопнет. Путин не хочет рисковать социально-экономической реакцией, которая будет сопровождать его разрыв, и может пойти на неприемлемые уступки в Украине, чтобы предотвратить такой результат", - резюмировал автор.