Подписанное между Ираном и Россией соглашение о стратегическом партнерстве хотя и символизирует укрепление связей между Москвой и Тегераном, но в краткосрочной перспективе не содержит угроз для Украины. В отличие от Северной Кореи (КНДР, Корейской Народно-Демократической Республики), которая ранее заключила подобное соглашение с РФ, Иран не пойдет на отправку своих военных контингентов на помощь России.
Об этом в эфире FREEДОМ сказал директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
"Иран рассчитывает на возобновление переговоров с Соединенными Штатами Америки, по крайней мере [президент Ирана Масуд] Пезешкиан об этом четко заявлял в течение длительного времени, и вряд ли они готовы изменить свою позицию. Второй момент. Обратите внимание, что в этом договоре нет гарантий безопасности стран, то есть Россия не готова гарантировать безопасность Ирана, и, соответственно, Иран не берет на себя обязательства защищать Россию... И собственно то, что Иран не признает оккупированные территории [Украины] российскими и об этом публично заявляет, это тоже определенный сигнал о том, что Иран не готов заходить так далеко, как зашла, например, та же Северная Корея", — прокомментировал гость эфира.
По его мнению, ключевым в соглашении является экономический аспект, а именно маршрут "Юг — Север — Юг", который в случае окончательной реализации позволит России "выйти" на побережье Индийского океана без прохождения товаров по "недружественным" территориям. Семиволос считает: это — главная задача Москвы в контексте соглашения, причем задача, которую Россия пытается решить последние 5 лет.
"И сейчас осуществляется определенная часть поставок из Ирана и в Иран через Каспийское море. Там создана новая инфраструктура, особенно в иранских портах Каспийского моря, но ключевой является, конечно, железная дорога. По этой железной дороге пока ничего не идет, так как там не хватает участка до Азербайджана... Единственное, что в этом контексте может предложить Россия, — это, конечно, инвестиции. А Азербайджан довольно тяжело идет на эти переговоры. С одной стороны, он, конечно же, заинтересован в том, чтобы создать транспортный хаб, а с другой — в Баку понимают риски, связанные с усилением взаимодействия между Тегераном и Москвой, в частности, по азербайджанской территории. Поэтому мне кажется, что соглашение (между Ираном и РФ — ред.), конечно, с одной стороны, символизирует укрепление связей между Москвой и Тегераном, а с другой стороны, в нем нет, скажем, опасных для нас моментов, которые могли бы немедленно негативно повлиять на ситуацию на украинском фронте" — подытожил Игорь Семиволос.