После трех лет попыток России оккупировать и аннексировать Украину, страна продолжает оказывать ожесточенное сопротивление. Россия несет более 1500 потерь в день и лишь медленно продвигается вперед. Но украинская армия также находится под огромным давлением.
Поскольку делаются первые шаги к переговорному решению, жизненно важно поддерживать военную помощь, пишет старший научный сотрудник по вопросам сухопутных войск в Королевском объединенном институте оборонных исследований Джек Уотлинг в статье для The Guardian.
"Если Владимир Путин будет считать, что может достичь своих целей силой, он будет вести переговоры, но не прекратит борьбу", - подчеркнул эксперт.
По оценкам аналитика, сегодняшний российский подход имеет три основных компонента: пехота, планирующие бомбы и дроны от первого лица (FPV). Российская пехота постоянно продвигается малыми группами, чтобы угрожать украинским позициям. Украинцы сосредотачиваются на уничтожении нападающих на расстоянии примерно 10 км перед своими позициями, чтобы минимизировать размер российских подразделений, с которыми им приходится бороться непосредственно. Россиянам трудно захватывать территорию, во многом из-за постоянного снижения качества их пехоты, вызванного высоким уровнем потерь в течение 2024 года. Но эта тактика ставит украинские войска под удар других российских возможностей.
"Самым смертоносным инструментом в российском арсенале сегодня является планирующая бомба. Россияне используют высокоточные планирующие бомбы, запущенные с российских самолетов на расстоянии 40-70 км от линии фронта, с достаточной взрывной силой, чтобы обрушить траншеи или сравнять здания с землей. Чтобы избежать гибели в траншеях, украинцы должны рассредоточиться так, чтобы отделение из восьми солдат отвечало за оборону участка 70-200 м. С таким малым количеством защитников в любой точке фронта солдатам на позициях трудно отдыхать, и их нужно снабжать", - пишет автор.
Он отметил, что снабжению угрожают российские дроны и артиллерия. Россия догнала Украину в использовании FPV-дронов и внедрила инновации в использовании FPV с оптоволоконным проводным наведением, которые невосприимчивы к радиоэлектронной борьбе, для охоты на украинские войска и технику за линией фронта, где Украина сейчас несет около 50% своих потерь. В сочетании с российской артиллерией это делает чрезвычайно опасным снабжение боевых позиций или эвакуацию раненых. Украинским медикам приходится проводить процедуры по радио, поскольку слишком опасно пытаться добраться до траншей. Эта комбинация систем медленно вынуждает Украину отступать.
"Хотя Россия несет большие потери, она имеет достаточно ресурсов, чтобы продолжать этот изнурительный обмен еще год. Российские силы, атакующие Украину, сейчас насчитывают 580 000 военных. Россияне законтрактовали 400 000 солдат в 2024 году, тогда как Вооруженные Силы Украины удерживают 1200 км фронта с менее чем 200 000 военных. На этом основании Путин считает, что может просто воевать дольше, чем Украина сможет поддерживать усилия", - пишет Уотлинг.
Автор отметил, что вместо того, чтобы замедлять переговоры, чтобы выиграть время для разгрома украинской армии, россияне могли бы настаивать на прекращении огня.
"Но тогда Украина оказалась бы в огромной опасности. Ей нужно было бы провести выборы – которые будут спорными. Войска захотят демобилизоваться и увидеть свои семьи. Но Россия не демобилизуется, и когда она прекратит нести тяжелые потери, ее промышленность перевооружит ее силы. Тогда возникает риск, что Москва дестабилизирует Украину изнутри, подорвет ее экономику, угрожая возобновить боевые действия, а затем атакует, когда Украина будет намного слабее", - считает аналитик.
По оценкам эксперта, именно из-за этой постоянной угрозы, даже в случае прекращения огня, президент Зеленский подчеркнул, что гарантии безопасности являются необходимыми для длительного мира.
"Соединенные Штаты теперь четко заявили, что не будут гарантом. Поэтому европейские политики сейчас стоят перед четким выбором. Если они хотят мира, они должны инвестировать в свои вооруженные силы, чтобы иметь возможность его сохранить. Если Украина потерпит поражение, угроза для Европы будет острой. Обеспечение победы Украины так же требует инвестиций в промышленный потенциал для ее поддержки. Европа имеет деньги. Пока неясно, имеют ли Британия и другие европейские партнеры Украины волю их потратить". - отметил Уотлинг.