С конца прошлого года экономика России демонстрирует резкое замедление. Высокочастотный индекс Goldman Sachs показывает падение годовых темпов роста ВВП с примерно 5% до нуля. Подобные тенденции фиксируют также российский банк развития ВЭБ и индикатор деловой активности Сбербанка, пишет The Economist.
Российские власти, хоть и осторожно, но признают наличие проблем. В начале апреля центробанк РФ сообщил о "снижении выпуска продукции из-за резкого падения спроса" в ряде отраслей.
Спад наступил после периода роста, когда, вопреки санкциям и войне, экономика России демонстрировала положительную динамику благодаря бюджетным вливаниям, высоким ценам на сырье и милитаризации. После полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году падение ВВП составило лишь 1,4% вместо прогнозируемых 15%, а в 2023-2024 годах экономика выросла на 4,1% и 4,3% соответственно. Уровень потребительского доверия в этот период достигал рекордных значений.
Ранее аналитики ожидали, что экономика России может еще больше ускориться в 2025 году, поскольку считалось, что президент США Дональд Трамп может дать российскому диктатору Владимиру Путину то, что он хочет, чтобы положить конец войне с Украиной.
Аналитики выделяют три ключевых фактора нынешнего замедления.
Во-первых, завершение "структурной трансформации" экономики - перестройки после разворота от Запада к Востоку. Россия вложила колоссальные ресурсы в строительство военных заводов, создание логистических цепочек для торговли с Китаем и Индией, а также импортозамещение. К середине 2024 года реальные инвестиции в основной капитал выросли на 23% по сравнению с концом 2021 года. По оценке ЦБ РФ, этот этап уже завершен.
Во-вторых, высокая инфляция, превышающая 10%, и жесткая реакция центробанка, который удерживает ключевую ставку на уровне 21% - максимуме с начала 2000-х. Инфляция с конца 2023 года превышает целевой уровень в 4%, а ее причинами являются рост военных расходов, мобилизация и утечка квалифицированных кадров. В 2023 году номинальные зарплаты выросли на 18%, что вынудило бизнес поднимать цены. Высокие ставки укрепляют рубль и снижают инфляционные ожидания (с 14% до 13%), но одновременно приводят к падению потребления и инвестиций.
В-третьих, ухудшение внешнеэкономических условий. Усиление торговой войны США привело к падению мировых прогнозов роста и снижению цен на нефть.
Военные расходы России также стабилизируются: по данным аналитика SIPRI Джулиана Купера, они увеличатся лишь на 3,4% в реальном выражении — резкое замедление по сравнению с ростом на 53% в прошлом году. Это тоже снижает стимулы для экономического роста.
Особое беспокойство Кремля вызывает ситуация с Китаем — крупнейшим покупателем российской нефти, для которого МВФ снизил прогноз роста ВВП на 2025 год с 4,6% до 4%.