Когда Украина готовится отметить очередную годовщину независимости 24 августа, настроение в Киеве характеризуется глубокой стойкостью и растущей неопределенностью, отмечает старший политический советник Института глобальных изменений Тони Блэра по вопросам России и Украины Дэн Слит.

Как сообщает Politico, за более чем три года полномасштабного российского вторжения война вступила в новую изнурительную фазу, где ни победа, ни крах не кажутся неизбежными для какой-либо из сторон в ближайшей перспективе. Однако стало очевидным, что Кремль перекалибровался, все больше убеждаясь: даже если он не может победить окончательно, он также не может и проиграть.

Стратегия на истощение: новый формат войны

"Это не та война, которую планировала Россия, но это война, которую она научилась вести: война на истощение и рассчитанного давления", — объясняет Слит. Москва верит, что у нее достаточно человеческих ресурсов и экономической гибкости, чтобы выдержать конфликт, который истощит как Украину, так и западных союзников раньше, чем истощит саму Россию.

Эксперт предупреждает, что если Запад не изменит свою стратегию в соответствии с этой реальностью терпения и настойчивости, существует растущий риск невольно сыграть на руку Кремлю. Это долгосрочная игра президента Владимира Путина — война, где время является ключевым полем битвы.

Первоначальные цели Путина не были достигнуты - не произошло молниеносного удара по Киеву или быстрой смены режима. Украинское государство, армия и национальная идентичность остаются несокрушимыми, хотя и находятся под напряжением.

В настоящее время Россия контролирует примерно 19 процентов украинской территории, включая большие части Донбасса и сухопутный путь в Крым, и продолжает добиваться постепенного прогресса. Однако ее наступления стали дорогостоящими и медленными; война унесла жизни более миллиона россиян, а темп боев остается высоким, но изнурительным.

Кремль чувствует, что ему больше не нужно быстрое или драматичное территориальное расширение для поддержания стратегического моментума. Нужно лишь продолжать идти вперед — и ждать.

Экономические пределы российской стратегии

Эта стратегия, конечно, не безгранична. С точки зрения человеческих ресурсов и военного оборудования Россия сталкивается с растущим давлением. При текущей интенсивности боев Россия, вероятно, сможет поддерживать операции до следующего года без дальнейшей мобилизации, но ее недостатки постепенно станут более острыми.

Российское общество уже ощущает экономическое давление из-за замедления роста, повышения инфляции и процентных ставок, жестких санкций. Путин пока поддерживал баланс между военными нуждами и гражданским потреблением, но этот баланс становится все труднее сохранять.

Внутренние опросы уже свидетельствуют, что больше россиян теперь предпочитают урегулирование путем переговоров, а не прямое продолжение войны. Если Кремль будет вынужден выбирать между военной эскалацией и политической стабильностью, существует предел того, насколько далеко он может быть готов зайти.

Опираясь на моделирование аналитического центра RE:Russia, недавний анализ Института Тони Блэра показывает: если война будет продолжаться в нынешнем формате, Россия, по прогнозам, будет тратить на армейский персонал больше, чем ее федеральный бюджет на образование и здравоохранение вместе взятые.

Несмотря на это, Путин делает ставку на то, что Украина "моргнет" первой, поскольку ограничения, с которыми сталкивается Киев, очень реальны: хроническая нехватка 155-миллиметровых снарядов, систем противовоздушной обороны и мощностей для ротации войск. Впрочем, все эти ограничения можно исправить.

Украина

Популярные статьи сейчас

"Пакуют" даже с отсрочкой: ТЦК начали задерживать мужчин с бронью

ПриватБанк срочно предупредил клиентов: карты могут перестать работать

В Минюсте призвали украинцев перерегистрировать недвижимость

Украинцы могут потерять жилье: какой документ нужно срочно оформить

Показать еще

Несмотря на растущее ощущение у многих, что война находится в состоянии патовой ситуации — статичная линия фронта, борьба за дюймы, а не за прорывы — это восприятие ошибочно. Расчеты Кремля предполагают, что Украина не сможет поддерживать борьбу так долго, как Россия, что западные союзники не смогут значительно нарастить свою поддержку вовремя, и что Киев в конечном итоге будет вынужден пойти на большие уступки для завершения войны.

"Это не план победы, это ставка на истощение. И это будет продолжать работать, если эта логика не будет сломлена", — подчеркивает аналитик.

Украина может развеять блеф Путина о способности выдержать, но ей нужна помощь для этого. Если западные политики смогут ответить на российскую стратегию терпения стратегией масштаба и обязательств, они смогут сместить баланс.

Украине нужны глубина и долговечность — инструменты для длительных операций во времени и на разных территориях. Фокус здесь должен быть не только на высокопрофильных системах, как F-16, хотя они, несомненно, помогают, а на настоящих гейм-чейнджерах.

Недавний саммит в Вашингтоне показал объединенную Европу с желанием обеспечить мир для Украины на условиях, которые страна примет. Если это будет должным образом использовано, это может привести к более скоординированной стратегии, где континент работает вместе ради четкой цели.

В 1991 году Украина обрела свою независимость. В 2022 году она ее защитила. Теперь, в 2025 году, ей нужна дальнейшая поддержка, чтобы сохранить ее. Это требует больше чем обещаний — это требует постоянной поддержки.