Привлечение российских военных преступников, особенно военно-политического руководства, к суду за совершенные против Украины преступления является очень маловероятным.
Об этом заявил военный эксперт, историк и профессор Потсдамского университета Зёнке Найцель в комментарии Укринформу.
"Сегодня, чтобы привлечь к суду российских военных преступников, Украина должна была бы выиграть войну, получить победу в смысле Второй мировой войны, что я считаю очень маловероятным", — отметил профессор.
Найцель напомнил, что Нюрнбергский процесс 1945-1946 годов и Токийские судебные процессы происходили при очень специфических обстоятельствах: союзники выиграли войну и имели доступ к военным преступникам, ведь они их захватили и смогли привлечь к суду.
По мнению эксперта, нынешняя ситуация больше напоминает время после Первой мировой войны, когда был найден компромисс. Германия не была оккупирована, за исключением небольших ее частей, и возник вопрос о военных преступниках.
"А потом немцы сказали: ну хорошо, мы сделаем это самостоятельно. Это, конечно, было шуткой", — заметил историк.
Найцель подчеркнул, что Нюрнберг и Токио стали скорее исключениями из правил, а правило заключалось в том, что военные преступники могут избежать наказания, сбежать — кроме случаев с малыми странами.
Он привел примеры Хорватии, Сербии и стран Африки, где военных преступников удавалось привлечь к ответственности.
"Но Россия — это не Сербия и Хорватия, это не Африка", — заметил историк и повторил, что считает очень маловероятным проведение трибунала наподобие Нюрнбергского над российскими военными преступниками.
Таким образом, по оценке немецкого эксперта, масштаб российского государства и специфика возможного завершения войны делают сценарий справедливого наказания военных преступников РФ маловероятным.
Специальный трибунал для РФ необходим для мира в Европе
Для сохранения доверия к международному правосудию необходимо привлечь Россию и лично Владимира Путина к ответственности за преступление агрессии против Украины и военные преступления, заявил министр иностранных дел Украины Андрей Сибига. Свое заявление глава украинской дипломатии приурочил к 80-й годовщине Нюрнбергского процесса, который состоялся после Второй мировой войны.
"Ответственность России за ее преступления важна для сохранения доверия к международному правосудию — самого духа Нюрнбергского процесса. Центральным элементом этих усилий является создание эффективного Специального трибунала по преступлению агрессии — основному преступлению, совершенному Россией", — отметил Сибига.
Трамп обвинил Зеленского в "неблагодарности", а Европу - в торговле с Россией
Не только аптечка: какой предмет в авто может лишить водительских прав
ПриватБанк начнет зачислять по 6500 гривен на карту: кто в списке на выплату
Коснется миллионов украинцев: важное нововведение уже с 25 ноября
Министр привел слова последнего прокурора Нюрнбергского суда Бенджамина Ференца, который дожил до начала полномасштабного вторжения России и умер в 2023 году в возрасте 103 лет.
"Конечно, Путина можно привлечь к ответственности, потому что убийство детей нельзя оправдать никаким аргументом»" — цитировал Сибига слова Ференца.
В этом контексте глава МИД подчеркнул, что личная ответственность Путина является обязательной.
"Военные преступники не могут быть защищены от правосудия — правосудие должно быть защищено от военных преступников. Обеспечение ответственности России за ее военные преступления является фундаментальной опорой справедливого и прочного мира в Европе", — подчеркнул министр.
Нюрнбергский процесс
Нюрнбергский процесс (официально — Международный военный трибунал) – это первый в истории международный судебный процесс над бывшими руководителями нацистской Германии, состоявшийся после Второй мировой войны. Проходил с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года.
Судьи представляли четыре государства-победителя: США, Великобританию, СССР и Францию. Обвиняемые - 24 высших политических и военных деятеля Третьего Рейха.
Трибунал приговорил 12 человек к смертной казни. Преступными организациями признаны СС, СД, Гестапо и руководящий состав нацистской партии.
Процесс установил принцип персональной уголовной ответственности за военные преступления независимо от должности, а также закрепил концепцию агрессивной войны как высшего преступления. Его основы стали фундаментом для Международного уголовного суда (МУС).
